Как и чем красить батареи отопления

28.07.2022
5920 Просмотров , 0 Комментариев
Необходимость покрасить радиатор отопления может возникнуть в случае ремонта, когда оборудование больше не вписывается в интерьер помещения. Требуется обновление и старой батарее, на поверхности которой появились сколы, царапины, пятна и потеки. Если при этом изделие работает исправно и не течет, покраска и в этом случае станет оптимальным решением.



Какие радиаторы можно красить, а какие не стоит

Однако не все радиаторы можно красить. Хорошо поддаются окрашиванию.

  • Старые чугунные батареи. Краска не только способна изменить их облик, но и защищает металл от коррозий. Покрасить их можно как кистью, так и с помощью краскопульта.
  • Стальные радиаторы. Для их обработки лучше выбрать аэрозольный состав. Кистью будет сложнее положить ровный слой краски.
Теплоотдача таких батарей практически не снижается после окрашивания.

Но есть и радиаторы, которые красить нежелательно. Главным образом потому, что их энергоэффективность падает при наложении дополнительного слоя краски. К таким моделям относят.

  • Пластинчатые радиаторы. Окрашивать такие изделия очень сложно из-за большого количества тонких пластин-теплообменников. Если без покраски обойтись нельзя, изделие снимают и покрывают составом на горизонтальном основании из краскопульта. Однако и такой подход не гарантирует отсутствия непрокрашенных участков. Поэтому проще пластинчатый радиатор просто почистить и обновить или перекрасить только декоративную панель.
  • Конвекторы. Тоже очень сложны в покраске из-за большого количества труб с оребрением. Поэтому при необходимости такой радиатор тоже чистят, а окрашивают только защитный кожух.
  • Батареи из биметалла или алюминия. Современные секционные радиаторы еще на заводе покрывают прочной порошковой краской. Чаще всего она просто не нуждаются в обновлении в течение всего срока эксплуатации. Если же покраска необходима, их покрывают из краскопульта или аэрозоля. Однако гарантии того, что краска ляжет ровно, нет.
Каким составом покрыть?

Для покрытия радиатора подойдет не всякий состав. Краска должна отвечать ряду требований.

  • Термостойкость. Покрытие должно сохранять декоративные свойства при нагреве до 50-90 °С в течение длительного времени.
  • Безопасность. Любые токсические вещества будут выделяться в воздух при нагреве, что недопустимо в жилом помещении.
  • Стойкость цвета. Краска не должна выцветать со временем от перепадов температур и под воздействием ультрафиолета.
  • Обеспечение антикоррозионной защиты. Состав должен предохранять металл от ржавчины.
  • Износостойкость. Краска не должна сходить при механических воздействиях, ведь рядом с батареей может оказаться мебель. К тому же радиатор придется чистить.
  • Высокая адгезия. Краска не должна отходить от основания даже при перепаде температур.
При выборе покрытия стоит ориентироваться на все эти требования. Проще всего сразу подбирать средство из составов с пометкой «для радиаторов». Но это не обязательно. Обычно для окрашивания батарей выбирают один из трех видов краски.

Акриловая мастика

Это лучший вариант для покрытия горячих батарей и один из самых безопасных составов, поскольку в качестве растворителя в нем используется вода. Разведенный же в ней акрил быстро сохнет, образуя плотное водоотталкивающее покрытие, которое к тому же весьма устойчиво к механическим повреждениям.

Акриловые мастики настолько хорошо переносят высокие температуры, что могут быть использованы даже для покраски горячего радиатора. Причем даже в первые 30-40 минут, когда изделие будет сохнуть, неприятного запаха краски не будет.

Срок службы акрилового покрытия — 7-8 лет. В течение этого периода краска не отшелушится, не растрескается и сохранит свой цвет. Кстати, цветовая палитра акриловых мастик также довольно широка, а коэффициент белизны составляет 96 %.

Алкидная эмаль

Это менее безопасный состав, содержащий алкидные смолы, пигменты, наполнители и разбавители. Кроме того, алкидные эмали довольно неприятно пахнут из-за применяемых в них алифатических и спиртовых растворителей. Поэтому окрашивание таким составом проводят в хорошо проветриваемом помещении, которое покидают до полного высыхания краски.

Зато покрытие алкидной эмалью прочнее акрилового. Его сложнее поцарапать или сколоть. У краски отличные антикоррозийные свойства и ровное покрытие. И, конечно, состав не боится высоких температур. Правда, со временем краска начинает слегка желтеть.

Помимо разнообразия оттенков, алкидная эмаль позволяет выбрать и текстуру поверхности. Можно создать матовое, полуматовое и глянцевое покрытие. А одной из разновидностей алкидной эмали выступает молотковая краска. Она дает красивое покрытие, напоминающее чеканку, и тоже может быть применена для оформления радиатора отопления, особенно если его поверхность далека от идеала.

Автоэмаль

Для покрытия радиатора можно использовать и автоэмаль. Это неплохой способ обновить изделия из биметалла или алюминия. Правда, состав довольно токсичен, поэтому работать придется в респираторе и при открытых окнах. Зато такая краска быстро сохнет и может быть нанесена даже на горячий радиатор.

Покрытие автоэмалью поверх порошковой краски будет ровнее, нежели при использовании алкидных эмалей или акриловой мастики. Кроме того, этот состав не требует предварительной грунтовки основания, что помогает сохранить энергоэффективность радиатора. Под другие составы грунт наносить крайне желательно.

Эксплуатационные же качества автоэмалей на высоте. Они переносят значительные механические воздействия и нагрев до +120 °С.
А вот устаревшие составы вроде масляной краски или серебрянки лучше не использовать. Первая значительно уступает алкидным и акриловым составам в термостойкости. Вторая слишком неприятно пахнет и быстро теряет привлекательность, хоть и не снижает энергоэффективность батареи.

Особенности покраски батарей



В самой покраске батареи нет ничего сложного. Обычно новое покрытие наносят поверх старого, если его состояние это позволяет. Для этого радиатор очищают от пыли, моют с обезжиривающим составом и оставляют на просушку.

Затем осматривают покрытие на предмет дефектов. Небольшие царапины и сколы на старых чугунных батареях можно убрать автомобильной шпаклевкой, а затем зашкурить до гладкости. Затем поверхность грунтуют и окрашивают выбранным составом.

Если для покраски используют кисть, то сначала покрывают внутреннюю часть радиатора, а затем внешнюю. Двигаются сверху вниз, чтобы избежать потеков. При этом чугунный радиатор можно покрыть в два слоя, если первый лег неравномерно: после высыхания первого покрытия его шкурят, убирают потеки и покрывают батарею второй раз. Для внутренних элементов используют длинную изогнутую кисть, для внешних — короткую широкую.

Если используется краскопульт или баллончик, радиатор лучше снять и поместить на ровную горизонтальную поверхность. Так краска ляжет ровнее. Если же это невозможно, необходимо защитить пленкой пространство за радиатором, а затем распылить краску с расстояния 20-30 см по направлению сверху вниз, не задерживаясь подолгу на одном участке.

Возможные сложности

Самая большая сложность, которая может возникнуть при покраске радиатора отопления, — необходимость удаления старого покрытия. Чаще всего с этим сталкиваются владельцы старых чугунных батарей, на которые уже и так нанесено несчетное количество слоев краски.

Старое покрытие можно удалить:

  • механическим способом с помощью металлической щетки или болгарки с зачистным кругом;
  • методом химической смывки специальными составами.
Оба метода довольно трудоемки, особенно если речь идет о большом количестве растрескавшихся слоев краски. В этом случае можно рекомендовать сначала использовать механический способ с помощью болгарки, чтобы избавиться от основных отложений, а затем уже пользоваться смывкой.

Только не забудьте, что составы для удаления старой краски очень токсичны. Их ни в коем случае нельзя применять на горячей основе. Кроме того, эти составы могут разрушить пеньку, если она использована для уплотнения соединений. Поэтому при повторном подключении батареи эти места необходимо проверить.


Комментариев пока нет

Другие статьи